Press
Dina Korzun Biography | Press | Cinema | Theatre | Photos | Journal | E-mail

ДИНА КОРЗУН: ПУТЬ БАБОЧКИ

Журнал "Harper's BAZAAR"
сентябрь 1998

После выхода на экраны фильма "Страна глухих" актриса Дина Корзун, сыгравшая глухую героиню по имени Яя, буквально в считанные дни стала модным персонажем.

Благодаря мощной рекламной кампании даже те, кто фильма не видел, знают сегодня Дину Корзун в лицо и наслышаны о ее актерских талантах. Налицо все приметы жизненной и творческой удачи: за Диной стаями следуют журналисты и охотятся фотографы, ее превозносят и ей завидуют черной завистью, ее приглашат на новые роли. Но почему-то этот скоропостижный успех молодой талантливой актрисы вызывает чувство легкой досады.

Корзун родом из Смоленска. Ее детство прошло в районе Рачевка, на окраине - в барачном городке рабочих. Строгая мама очень волновалась, как бы пристроить дочь к серьезному делу, чтобы она не болталась по улицам, и была совершенно счастлива, когда Дина увлекалась рисованием. На втором курсе художественно-графического отделения пединститута Дина неожиданно заявила, что бросает живописть, идет в актрисы и уезжает учиться в Москву. Отговаривать ее собрался целый семейный консилиум - с ней беседовали шепотом, как с больной. Беседы не помогли, родственники натолкнулись на тихое железоетонное упорство. Прямо "с улицы" Дина поступила на подготовительные курсы при Школе-студии МХАТ, а затем на актерское отделение к педагогам Козаку, Брусникину, Феклистову.

В 1995 году Корзун сыграла первую большую роль на сцене Художественного театра. Хотя в институте у нее были удачные учебные работы, все (и она сама в том числе) очень удивились, когда Роман Козак предложил ей, еще студентке, главную женскую партию в спектакле по пьесе Мрожека "Любовь в Крыму". Задуманное как пародия на русскую литературу произведение Мрожека оказалось нелегким материалом для актеров: жесткость общего смысла и чрезмерная структурность текста как-то омертвили пьесу. Вместо полнокровных героев действовали их врешние пародийные оболочки; образы, почти не проясненные автором, никак не развивались. Даже блестящий актер Александр Феклистов чувствовал себя неуютно и демонстрировал зрителям весь фейерверк своих умений, только бы скрыть очевидную драматургическую пустоту. На фоне общей растерянности Дина Корзун неожиданно проявила недетскую силу актерского характера: не только профессионально вела свою партию в ансамбле, но и умудрилась наполнить пустую оболочку роли живым содержанием. Наперекор автору она скромно сыграла простую влюбленную женщину, чем немало удивила и растрогала публику, - актрису Дину Корзун запомнили все, смотревшие спектакль.

После первого яркого успеха Дину приняли на службу во МХАТ имени А. П. Чехова, и ее жизнь вошла в спокойное русло театральных будней. Репетиции, массовки, кофе в актерском буфете, бесприютные гримерки, уже привычные выходные по понедельникам, гастроли, колеги, регулярная зарплата. Хотя за три года существования в театре у нее не было каких-то сенсационных достижений, она работала упорно и серьезно, потратила много сил, чтобы стать полноправным членом мхатовского соощества, старалась не идти на компромиссы, многому училась у партнеров и зря времени не теряла. Сыграла Катерину в "Грозе" (реж. Брусникин), Сонечку в "Преступлении и наказании" (реж. Сергачев), главных героинь в пьесе Уильямса "Не могу представить, что будет завтра (реж. Слюсаренко) и в спектакле по пьесе Кабанелиса "Путь издалека" (реж. Хадзионидис). Начала репетировать Елену в спектакле "Сон в летнюю ночь" (реж. Шапиро) и служанку в старой пьесе Володина "Где-то копилось возмездие" (реж. Власов). Художественный театр настойчиво выводил актрису на определенное амплуа. Дине давали исключительно роли духовно красивых девушек-страдалиц, а девизом этих трех лет могли бы стать слова ее героини из пьесы Мрожека: "На свете так много несчастья..."

Постепенно определился круг поклонников ее таланта, с трогательным постоянством посещающих и по сегодняшний день все спектакли с участием Дины. В основном это семейные пары и интеллигентные пожилые дамы - публика скромная и непретенциозная. Они не заваливают свою любимицу цветами и подарками, зато создают вокруг теплую атмосферу сердечности. Я с удовольствием выслушала рассказ про Дининых зрителей - милейшего мужа и жену, преподавателей английского языка, которые рекулярно приглашают ее на семейные праздники и раз в месяц непременно справляются по телефону о ее здоровье.

В традиционных репертуарных театрах актера нередко подстерегает опасность скуки. День за днем надо тянуть лямку, и незаметно театр может превратиться из сияющего храма в обычное присутствие. Тут нет ничьей вины, просто так трудно соединить живую природу театра с метрвой структурой учреждения. Не все талантливые люди находят силы для преодоления рутины, тут нужно особое умение побеждать обстоятельства и охранять свое дарование. Мейерхольд говорил, что настоящий актер должен "сучить нитку": в театре живет тот, кто постоянно находится в состоянии повышенной чувствительности, кто наэлектризован работой не только на площадке, но и вне ее. Таких актеров - "шелкопрядов" обычно видно заверсту, и Дина, безусловно к ним принадлежит. Разговаривая с ней, я понимала, что ей гораздо интересней учавствовать в самой скучной репетиции, чем беседовать со мной, какой бы забавной наша беседа ни была. Я неотрывно наблюдала за ней в репетиционном зале: независимо от самочувствия, погоды, настроения, отношений с партнерами Дина всегда предельно внимательна, серьезна. Когда она слушает режиссера, в ее облике появляется что-то от фломандской крестьянки: покорное и одновременно непримиримое выражение лица, напряженная спина, сложенные на животе руки с крупными венами. В ней так сильно ощущение необходимости тяжкого ежедневного труда, что становится очевидным - ей рутина не страшна.

Кстати говоря, у Корзун удивительная внешность. Некоторая неопределенность черт, которая поначалу кажется недостатком, оборачивается достоинством. Ее лицо готовит массу сюрпризов, прямо как детские картинки-орнаменты, на которых в зависимости от точки зрения можно различить то цветок, то вазу, то два профиля, то бабочку. Не претендуя на какой-то конкретный тип красоты, Дина у всех вызывает мгновенную симпатию - ее застенчивая милота для многих оказывается намного притягательней любых стандартов совершенства. Она не боится быть некрасивой или смешной, даже жалкой, если это нужно для роли. Не зря среди своих любимиц Дина упоминает великую Фаину Раневскую и чудесную актрису Эмили Уотсон из фильма "Разбивая волны".

Приглашение на роль глухонемой Яи было вполне в логике Дининого амплуа. Если бы не рекламная шумиха, эта роль стала бы для Корзун просто еще одним упражнением в профессии, полезным, как полезно любое усилие. Однако кино - дело публичное, и механизм публичности заработал. Со всех сторон посыпались слова "гениальная, удивительная, потрясающая" и другие безмерные похвалы, огорчившие всех неравнодушных к Дининой судьбе. Ведь превращение просто талантливой девушки в гениальную актрису - долгий, кропотливый процесс, требующий оранжерейных условий. Всеобщее алчное желание поскорее объявить Дину Корзун "великой" оказалось сродни желанию раньше времени добыть из кокона бабочку или "распушить" бутон, чтобы он поскорее стал розой.

Конечно, проще всего было бы обвинить и прессу и публику в бездушии и стремлении позабавиться новой игрушкой и потом забросить ее. Но, кажется, преувеличенный интерес можно объяснить скорее сентиментальными причинами. Общественность сегодня явно тоскует без яркой сильной актрисы на отечественном небосклоне. Западные звезды, мелькающие на страницах журналов слишком далеки и уж прямо нечеловечкски прекрасны, а среди местных и более доступных пониманию серьезной претендентки на замещение вакансии "русской модной женщины, актрисы нашего времени" что-то не находится. До сих пор на месте конкретного женского образа мерцает жидковатая пустота. Не мудрено, что каждую молодую актрису, которая работает на достойном уровне, встречают с надеждой - "не она ли"?

Сегодня журналисты искренне хотят тащить Дину Корзун на свободный пьедестал и даже готовы подкорректировать ее образ. Так корреспонент "Московского комсомольца" старательно переписал все Динино интервью, чтобы было эффектно и звездно, а ведущий телепередачи "Те, кто" ужасно огорчались, когда Дина игнорировала благожелательные подсказки и упрямо вела свою скромную, честную и неуместно серьезную линию. По Москве идут слухи о ее плохом характере, мол к ней со всей душой, а она...

Ни кому словно и в голову не прходит, что для талантливой актрисы может существовать магнит попритягательнее, чем преждевременный восторг общественности. Причем Дина совсем не ханжа - она не отрицает, что артисту нужны и похвалы, и апплодисменты, и внимание. Просто она интуитивно чувствует, как важно для нее сейчас сделать рывок, заработать серьезный профессиональный капитал, незадерживаясь на проходных эпизодах собственной карьеры. Все что ей нужно - это еще немного времени для самой себя, еще немного частного пространства. И если мы все проявим чуть-чуть терпения, то я уверена, станем свидетелями чудесного появления бабочки из кокона, которая произойдет в результате естественного хода вещей.

Корр.: Вы всегда очень честно отвечаете на вопосы. Не боитесь, что со своей искренностью окажетесь совершенно беззащитной перед общественным мнением, перед прессой?

Д.К.: Очень боюсь. Но не стану ничего придумать для собственной защиты.

-Почему? Разве это зазорно? Большинство актеров тщательно обдумывают свое публичное поведение, подбирают себе маску, ведь это целое искусство - быть знаменитым...

-На это уходят драгоценные силы. Я очень хорошо умею притворяться, я ведь актриса - я вообще многое могу. Но у меня своя позиция. Если я начну сейчас заниматься устройством имиджа, это как-то накренит меня, перед собой будет неловко. Остается только один способ защиты - не общаться с прессой. После премьеры "Страны глухих" я вынуждена соглашаться на все предложения журналистов, ведь у меня есть обязательства перед коллегами по фильму. Но это последний сезон, когда я даю интервью. Потом все - никому ничего говорить не буду. Приходите на мои спектакли и фильмы. Если будете смотреть внимательно и честно, обязательно все про меня поймете.

- Но, наверное, для вас не секрет, что, как только вы перестанете давать интервью, появляться в телепрограммах, "работать" на популярность, луч общественного внимания сразу переместится на кого-то другого. Вы можете прожить без этого?

- Смогу. Проживу прекрасно. (думает) Во всяком случае, сейчас мне так кажется (думает). Конечно, никто не знает, что будет лет через пять. Может быть, превращусь в актерского монстра, буду только и делать, что работать над своим публичным лицом. Но это все такая мишура, ничего кроме усталости. Я отлично понимаю - вот пройдет два месяца, спадет волна интереса к фильму "Страна глухих", закончится рекламная кампания, и мне никто не позвонит, не спросит, как я поживаю. Пусть. У меня столько работы, столько друзей, столько увлечений, скучно не будет.

-Но популярность приносит и новые интересные предложения и гонорары.

-Вот моя формула успеха: чем меньше чего-то хочешь, тем легче тебе это дается. Не везет тем, кто гоняется за успехом. Меня всю жизнь будто несет каким-то ветром. Я случайно в Москве, случайно в театре, но во мне есть какая-то покорность судьбе, которая меня ведет. Я знаю, что буду много работать, что у меня будут большие гонорары, будут разные предложения, и только потому, что я не думаю об этом, а просто вкалываю изо дня в день. Главное - это сознание того, что я на своем месте. Для меня очень важны радость в душе и состояние равновесия, а их приносит только честная работа.

- За Вашу недолгую актерскую жизнь Вы многое успели сделать?

- Очень мало. Надо было в сто раз больше и у меня есть для этого силы, есть желание, но обстоятельства...

- Какие, например?

- У меня семилетний сын, которого я воспитываю одна. И я разрываюсь. Чувствую огромную ответственность за него, стараюсь ничего не упустить, но где-то внутри растет неудовлетворенность - Господи, ведь в театре ничего не успеваю. Кажется, что я знаю о жизни так много, так много хочу выразить... Меня переполняют чувства и мысли. А если моя творческая энергия не находит выхода, она, как яд, начинает меня отравлять.

- Кроме таланта что, по-вашему, важно для актера? - Я считаю, пусть это многим не понравится, что необходимо чувствовать профессиональную ответственность перед собой, перед публикой, перед коллегами. Это, наверное, звучит тяжеловесно...

-Так Вы очень серьезная девушка? А Вы знаете, что быть серьезной не модно, что это вызывает ухмылки?

- (Хмурится) Знаю. И пусть. Актерская профессия - это действительно серьезно. Мои учителя Козак, Феклистов, Брусникин, Покровская, - они мне это объяснили, я им благодарна. И по своему характеру я правильно выбрала профессию.

- Вы говорили об ответственности...

- Многие считают, что актер всегда хочет поживится чем-то сиюминутным - отыграл, сорвал апплодисменты, и дело с концом. Нет. Все не так просто. Вот я, Дина, выхожу сегодняна сцену, а моя игра - хорошая или плохая - как-то отражается на окружающих, на том, что будет завтра или через пятьдесят лет. И то, как играли актеры пятьдесят лет назад, сказывается на нас, сегодняшних. Мы, актеры, как и музыканты, поэты, художники занимаемся такими тонкими вещами, мы влияем на ауру времени, меняем ее. Я это очень остро ощущаю, отсюща ответственность, как будто я на важном посту. (расстроенно) Честное слово, актерская совесть меня просто изъела изнутри, изглодала, измучила. Когда некоторые режиссеры жалуются на мой характер, мне хочется плакать. Не правда, у меня очень хороший характер, просто иногда я чувствую фальшь в работе, какие-то уловки, суету и не могу сдержать раздражение, которое от нечистой совести. Если вы хотите того же, чего я, если для вас театр - задача жизни, я вам буду руки целовать, каждое ваше слово ловить. Вот Роман Козак мой первый учитель и режиссер. Можно по-разному относиться к его спектаклям, но в нем горит такой... огонь! И суть отношения к профессии у нас одна - серьезная, МХАТовская. (с жаром) Мне трудно объяснить, но серьезность - ведь это не цепи-кандалы, она не отрицает легкости, радости, а наоборот, дает силы и свободу дыхания.

- Судя по ролям во МХАТе у Вас сложилось определенное амплуа.

- Да, До сих пор мне доверяли играть героинь, похожих друг на друга, вообще и критика, и публика, и режиссеры так легко раздают штампы, а меня огорчает, когда к актеру приклеивают определенный образ. Я играю все время таких болезненных, измученных женищин. На самом же деле очень хочу уйти от страданий, сыграть кого-нибудь (смеется) здорового. Я же могу говорить о счастье в любви, о покое, душевном равновесии, красоте, о разных светлых и радостных вещах.

- Но на роли счастливиц не приглашают?

- Нет, к сожалению. Никто во мне этого не видит - прямо загадка какая-то. Сейчас снимаюсь в новом фильме режиссера Алексея Учителя про писателя Бунина - играю Маргу, такую непростую жещину. В начале она у меня вызывала отвращение и ужас: "Такое мне играть? Да никогда в жизни!" Мы много беседовали с режиссером, сценаристкой, я понимаю, что это интересная роль. Но опять несчастье, опять како-то душевный вывих.

- Дина, с какими сложностями сталкивается в кино театральная актриса?

- Ох, об этом столько уже всего сказано... Но ладно, сейчас попробую. В театре во время спектаклей стоит совершенно особая тишина, которую я особенно люблю. Когда произношу слова роли, все смотрят на меня, слушают меня, дышат вместе со мной. А на съемках играешь и видишь перед собой 20-30 человек, занятых своей работой: режиссера, гримеров, операторов, осветителей, ассистентов - они не увлечены твоей игрой, а следят за бликами на твоем носу. Когда я снималась в "Стране глухих", мне ужасно хотелось сыграть так, чтобы все, даже оператор, хоть на секунду забыли о делах и стали моей публикой.

- Получилось? Гримеры уронили свои пуховки?

- (смеется) Пуховки не роняли, но в сложных сценах, мне кажется, становились зрителями.

- Вы, наверное, видели по телевизору церемонию вручения Оскара? Кода объявляют актрис и актеров-номинантов, обязательно показывают маленький фрагмент из фильма, наиболее ярко демонстрирующий их мастерство. Получается такая киновизитная карточка. Какая сцена из фильма "Страна глухих" подходит для Вашей киновизитки?

- (так долго не отвечает, что корреспонденту приходится повторить вопрос) Да-да, я просто перебираю сцены из фильма. Не знаю, не знаю. У меня там все получилось процентов на тридцать от того, что могло было быть, и что я могла сделать. Но может быть такой крошечный эпизод: моя героиня Яя, одинокая, глубоко обиженная подругой Ритой, бежит по Арбату, Рита догоняет, останавливает ее, поварачивает к себе ее лицо, пытается утешить, даже как-то нелепо мнет ей щеки руками. А у моей героини... потухший взгляд, на нее какое-то оцепенение находит от несчастий. Вот это, наверное.

- За последнее время какой фильм или спектекль произвел на Вас наиболее сильное впечатление?

- Фильма Ларса фон Триера "Рассекая волны", который на несколько дней буквально заполнил меня, вытеснил все будничное, привычное. Наверное, можно предъявить к этому фильму массу претензий, но это потрясающее кино. После него совершенно невозможно оставаться таким же, каким был до. (с жаром) Вот как надо работать, даже жить, тогда все будет - и престижные премии, и любовь публики, и сознание выполненного долго.

Интервью Анастасии Смирновой

Хостинг от uCoz